Брошюра «Таро. Путь во внутреннюю реальность»

ОГЛАВЛЕНИЕ
Несколько фантазий на тему Таро или Необходимое предисловие    1
Как мы будем раскладывать карты    11
Методы работы с картами    19
Конспект значений двадцати двух Великих Арканов    21

Несколько фантазий на тему Таро или Необходимое предисловие

Книжка, лежащая перед вами, имеет две особенности, перетекающие одна в другую.
Во-первых, это секретная книжка о тайнах человеческой души. Она появится очень маленьким тиражом и будет доступна только узкому кругу заинтересованных слушателей программы «Серебряные Нити» на Радио России. Можно считать ее чем-то вроде нагрудного значка или символом вашего членства в нашем эфирном сообществе. Разрешите сказать вам спасибо за то, что вы слушаете программу и размышляете вместе с нами.
Во-вторых, эта книжка не окончена и, по всей видимости, не может быть оконченной в принципе.
Правда, автор вообще не понимает, каким образом можно писать «окончательные» книги. Таковыми, наверное, могут быть только книги священного предания разных народов. Да и те, как правило, не провозглашают окончательных мыслей, а учат с помощью притч, метафор и символов.
Не надеясь закончить книжку, автору очень хотелось бы продолжить ее с вашей помощью.
Карты Таро — это система старинных символов неясного происхождения — одна из немногих символических систем, которая остается абсолютно живой культурой. За последние пятьсот лет эти карты непрерывно менялись, находя свое соответствие с самыми парадоксальными процессами современного им мира. По их мотивам писались стихи, о них написаны романы. Ими иллюстрировали величайшие произведения мировой литературы: существуют Таро Данте и Таро Шекспира, Таро Декамерона, Таро Короля Артура и Таро Мишеля Монтеня. Нарисованы Таро Кафки и Таро Властелина Колец. Существуют даже Таро Манга — японских комиксов. Сальвадор Дали, Ренато Гутузо, Х.Р. Гигер и многие другие знаменитые и не очень знаменитые художники прошедших столетий выражали свое мировоззрение, создавая авторские системы Великих Арканов Таро.
Если бы среди читателей нашлись художники, я бы с радостью помог им нарисовать Таро «Преступления и наказания» и Таро «Мастера и Маргариты».
Так сохраняется жизнь символов. Возможно, символы Таро сохраняют ее именно из-за того, что остаются игрой – игрой интуиции и разума, и, никому не под силу создать окончательную, «фундаменталистскую», интерпретацию игры.
В конечном итоге, наше мышление определяют образы. Мы цепляемся за образы, свойственные нашей семье, нашему народу и нашей эпохе. За образы, которые в нас внедряют родители, телевизор и экран кинематографа. Эти образы постепенно становятся для нас ограничителями нашей реальности. Мы их переросли и перестали им соответствовать.
Большинство людей не отдает себе отчета в том, сколько сил мы отдаем формированию адаптивного самоощущения — созданию своей истории, формированию стандартных установок по отношению к себе и окружающим людям и реальности. Цель этих усилий заключается в уменьшении нашего экзистенциального страха: преодолении неуверенности в себе и чувства бессмысленности существования. Мы защищаем свое Я, выстраивая систему привычных символов. Через некоторое время эту совокупность символов мы и называем собой.
Природное Я оказывается погребенным под совокупностью этих привычных символов, что приводит к отчуждению человека от своей собственной подлинной сущности: депрессиям, пьянству и другим способам бегства от самого себя. К среднему возрасту человек оказывается в ситуации настоятельной необходимости осознать свою подлинность и уникальность, чтобы достичь самоуважения и уважения окружающих. Наше подлинное Я пытается прорваться сквозь наслоения привычной системы символов, но человек испытывает полную дезориентацию, цепляясь за закосневший образ своего привычного Я. По существу, чтобы избежать тревоги, вызванной отказом от известного и привычного, человек еще больше привязывается к мертвому мифу.
Мы можем не знать, почему ощущаем себя несчастными, но страдаем и часто находим причины этих страданий в окружающих. Душа, воплощающая энергии таинства, приводящие в движение космос, больше не чувствует себя уютно в старой системе символов, которую мы считаем своей личностью и центром своих эмоций. Она страдает от потери того, что Юнг называл и «божественной драмой», и «символической жизнью». Он писал:
«Смысл появляется лишь тогда… когда люди чувствуют, что они живут символической жизнью, что они являются актерами в божественной драме. Только это придает смысл человеческой жизни; все остальное банально, и вы можете без него обойтись. Карьера, деторождение — все это майя (иллюзия) по сравнению с самым главным — с тем, что ваша жизнь наполнена смыслом».
Работа с Таро сохранила свою популярность далеко не только благодаря тому, что человек, чтобы преодолеть тревогу, во все времена хотел знать свое будущее. Эта работа, каким-то загадочным образом, способна приводить человека к диалогу со своим подлинным содержанием: со своим внутренним Я, миссией или смыслом своего существования, имплицитным порядком Вселенной…. Вы можете называть это так, как Вам больше нравится.
Давайте начнем наше путешествие по этим загадочным картинкам с истории возникновения карт. В конце концов, мы с вами по-прежнему в «Радиотеатре Фантазий программы Серебряные Нити»…
Представьте себе Италию 1440 года: эпоха Ренессанса, возрождение культуры, — один из важнейших пластов истории! Европейцы, оставив позади мрачное средневековье, создают условия для зарождения нового мира.
Выдающиеся мыслители и художники того времени черпали вдохновение в золотом веке греческого искусства. Древние мифы рассказывались и пересказывались снова и снова, присутствие античных богов и богинь ощущалось во всех видах искусств: поэзии, музыке, живописи. Среди молодежи появилась мода на цитирование по па¬мяти философских трудов Платона и Аристотеля.
Зимой 1440 года юная Бьянка Мария Висконти прибыла ко двору герцога д'Эсте в городе Ферраре (Италия) и оказалась в самом центре культурной жизни эпохи Ренессанса. Дочь знатного герцога, она, подобно другим представителям аристократии того времени, путешествовала от дворца ко дворцу, знакомясь с сильными мира сего и получая, таким образом, новые знания и впечатления. Тяга к знаниям у современников Бьянки была занятием благородным: молодые аристократы готовились принять на себя управление собственной страной.
Днем Бьянка и ее друзья читали, изучали и обсуждали величайшие произведения литературы, истории и науки, а ночью играли в карты. Девушке сразу понравилась новая карточная игра тароччи (tarocchi), в которой использовалось множество литературных и мифологических образов, олицетворяющих идеалы и добродетели античности, поэтому ее нельзя было назвать только развлечением. Каждая колода содержала двадцать две карты с изображением аллегорических фигур, таких как Справедливость, Колесо Фортуны, Луна. В каждой колоде присутствовали фигурные карты четырех мастей: Паж, Рыцарь, Король, Королева и номерные — от Единицы до Десятки.
Тароччи покорили дочь герцога.
В январе 1441 года, когда девушке пришло время возвращаться домой, один из друзей подарил ей карты ручной росписи. А несколько месяцев спустя, в том же году, после ее помолвки с Франческо Сфорца, по заказу его отца Филиппо была создана колода в честь предстоящей свадьбы.
Первая личная колода Бьянки стала предшественницей современных Таро, а ее свадебная колода — Таро — одна из старейших среди существующих сегодня в мире. карт. Семья Бьянки жила в Венеции, где позже были обнаружены другие образцы карт примерно то го же времени. Вполне вероятно, что карта Влюбленные из колоды Висконти-Сфорца отражает портретное сходство  Бьянки и Франческо в свадебных одеяниях. Уцелевшие карты колоды хранятся в библиотеке Пьерпонта Моргана в Нью-Йорке, а копии можно встретить везде, где продаются карты Таро.
Сначала тароччи была игрой королевских особ. Как правило, аристократы, знакомясь с карточными играми во время своих путешествий, привозили их домой — для развлечения придворных дам. Постепенно эта игра перешла к прислуге, занятой во дворце, к поварам и садовникам, а затем, выйдя за пределы дворцовых поместий, стала достоянием всех слоев общества.
Со временем структура и символика карт позволили использовать их для гаданий, подобно игральным костям. Некоторые эксперты полагали, что практику гадания на картах Таро изобрели и распространили кочевые цыгане, которых с тех пор и стали ассоциировать с искусством предсказания. Переселение цыган с их родины в северной Индии произошло в середине IX века. Они передвигались на запад через Афганистан и Персию, меньшие группы пересекли Турцию, Грецию, Испанию и Египет. Самое раннее упоминание о цыганах, например, в Германии относится к 1417 году, а с 1430 года о них заговорили уже и в Англии. В целом, появление цыган в Европе совпадает с датировкой самых старых колод.
В Европе многие люди ошибочно верили, что цыгане — потомки древних египтян. Из этого заблуждения и происходит их английское название: gypsy — искаженное egyptian. Поскольку путь цыган в Европу пролегал через Богемию, кое-где их до сих пор именуют «богемцами». Куда бы ни пришли цыгане, всюду они зарабатывали своими шоу — как акробаты, дрессировщики, музыканты, танцоры и певцы.
Во всех краях и весях, где они оседали хотя бы ненадолго, они подхватывали верования, традиции и привычки коренных жителей. Они были крайне восприимчивы не к вере, а к суевериям народов, гостями которых становились последние подлинные кочевники мировой цивилизации. За дополнительную плату они всюду  гадали: по руке, по чайной гуще и по кристаллам хрусталя из Богемии. Интересно, что в ранних описаниях цыган упоминаются все эти предметы, кроме… гадания на картах. Искусство гадания на игральных картах, они, по всей видимости, впервые освоили в Италии и Испании. Именно оно снискало для них поистине легендарную славу и стало одной из главных примет цыганской культуры.
В России тоже была своя легендарная гадалка, простая крестьянская (или цыганская) девушка Заира. В 1765 году в качестве наложницы прославленного Джакомо Казановы она отправилась в путешествие с ним, взяв с собой карты. В своих мемуарах Казанова сентиментально описывает красоту Заиры, но упоминает, что зависимость от карт была серьезным недостатком ее характера.
Он писал: «Ее кожа была белой как снег, и ее черные как смоль длинные локоны закрывали все ее тело так, что оставалось только несколько мест, через которые просвечивала ослепительная белизна ее кожи. Ее брови были совершенны, а глаза, хотя могли бы быть и больше, едва ли могли быть более сверкающими и выразительными... Если бы не ее бешеная ревность и слепая вера в предсказание судьбы по картам, с которыми она советовалась каждый день, Заира была бы образцом совершенства среди женщин, и я никогда бы не оставил ее».
Казанова подробно описывает эпизод, который чуть не заставил его покинуть мо¬лодую возлюбленную. Однажды утром, вернувшись после бурной ночи, проведенной в объятиях других женщин, Казанова застал Заиру в ярости. Она «увидела» его похождения в своих картах. Описание того расклада является самым первым из дошедших до нас в письменном виде: «Я пришел домой и, к счастью для меня, увернулся от бутылки, которую Заира метнула в мою голову и которая наверняка убила бы меня, если бы попала в цель. Она бросилась на пол и начала биться об него головой. Я думал, что она сошла с ума и что мне стоило бы обратиться за помощью. Но она достаточно быстро успокоилась, обозвав меня убийцей и предателем, со всеми оскорбительными эпитетами, которые могла только вспомнить. Чтобы заставить меня осознать мою вину, она показала мне двадцать пять карт, выложенных в ряд, на которых продемонстрировала все те чудовищные преступления, в коих я был повинен».
Как настоящий мужчина, Казанова просто бросил «чертовы карты» в огонь и пригрозил покинуть ее. Заира долго извинялась и, как говорят, больше никогда не при¬касалась к картам.
Вскоре по всей Европе поклонники Таро стали обращаться к картам с целью гадания. Большинство из них пользовались колодой так называемого Марсельского Таро.
Швейцарский пастор Антуан Курт де Жебелен стал первым ученым-мистиком, прославившимся использованием карт Таро в своих «эзотерических» или тайных исследованиях. В 1781 году Жебелен сообщил, что карты Таро — зашифрованная книга мудрости, со времен древних египтян передающаяся из поколения в поколение. Через восемнадцать лет, в 1799 году, археологи обнаружили Розеттский камень, с помощью которого удалось расшифровать египетские иероглифы. С того времени, вопреки всем домыслам, никто так и не нашел более ни единого доказательства связи между Таро и Древним Египтом.
Жебелен нашел поклонника и последователя в лице Жана-Баптиста Альета, мастера по изготовлению париков. Из букв своего имени он составил литературный псевдоним Этейла и стал первым, кто обнаружил соответствия между Таро, астрологией и четырьмя стихиями Земли, Воздуха, Огня и Воды.
Этейла написал две книги о гадании. Первая, 1770 года, была посвящена стандартным игральным картам, а вторая, 1785 года, — картам Таро. Около 1788 года он выпустил первую колоду Таро, специально предназначенную для гадания.
Это направление продолжил Альфонс Луи Констан, использовавший псевдоним Элифас Леви. Он написал первую книгу, посвященную связи двадцати двух козырных карт Таро с двадцатью двумя буквами древнееврейского алфавита. Леви также был сторонником древнеегипетского происхождения колоды. Его взгляд основывался на изучении так называемой «Таблички Исиды Бембо», на которой Пифагор, по преданию, давал клятву посвящения. Впервые табличка обнаружена в Риме в 1527 и куплена известным венецианским антикваром кардиналом Бембо. В дальнейшем она многократно меняла владельцев, пока не была помещена в Музей античности в Турине.
Табличка трактовалась как ключ к халдейской, египетской и греческой теологии. Ее пытались дешифровать многие видные ученые и оккультисты. О попытке ее истолкования А. Кирхером  Э. Леви писал: «Ученый иезуит заявляет о том, что в ней содержится иероглифический ключ к священным алфавитам, хотя сам он не был способен развить это направление в понимании таблички. Она разделена на три равные части: сверху двенадцать домов неба, снизу соответствующие виды работ по ходу года, а в центральной части изображен двадцать один священный знак, каждый из которых соответствует букве алфавита. В самой середине сидит пантоморфная фигура IYNX, эмблема универсального бытия, соответствующая еврейской букве Йюд или той универсальной букве, из которой все остальные буквы были образованы».
Обратите внимание, Леви практически доказал связь таблички с происхождением сакральных алфавитов, а вовсе не с конкретными символами Таро. Его исследование карт сделало очевидной связь символов Таро с возникновением алфавита.
Эта книга стала серьезной вехой в толковании Таро. Следующий шаг был сделан доктором Жераром Анкосом (он же Папюс). Он выпустил карты на основе идеи Леви, с подписями Освальда Вирта. Книга же Папюса «Цыганское Таро» (в русском переводе «Предсказательное Таро») утверждала, что эти карты возникла в Египте и путешествовали по миру с цыганами.
Вы, наверное, знаете, что Папюсс был первым европейским магом и оккультистом, жившим при дворе императора Николая II. Его книга о Таро, переведенная на русский язык, стала чрезвычайно популярной в России.
Надо сказать, что последовавшие за ней русские исследования карт Таро имели куда большую философскую глубину и больший объем, чем европейские исследования начала XX века. Можно смело утверждать, что книги инженера путей сообщения Владимира Шмакова «Священная книга Тота», Г.О.М. (Г.О. Мёбиса) «Лекции по оккультизму в двадцати двух арканах Таро» и более поздняя книга Валентина Томберга «Медитации на Таро» породили эпоху «серьезного» или философского отношения к этим картам. Именно о русских исследованиях Таро упоминал Карл Юнг. Именно благодаря отечественным авторам символы Таро приобрели популярность в новом технократическом веке. Известно, например, что Гала — русская жена Дали — переводила ему выдержки из книги Шмакова.... Но, увлеченность русских исследователей чуждой системой символов, на первый взгляд, кажется странной.
Автор этой книжки тоже, при всей своей нелюбви к оккультизму, около двух десятилетий собирает и рассматривает колоды этих карт. Мне хорошо знакомо странное ощущение внутреннего родства с ними.
Я понял, откуда берется это ощущение, в середине девяностых годов, рассматривая колоду Таро Райдер-Уэст: я обратил внимание на то, что очертания буквы «А» удивительно напоминают собой фигуру Мага — человека, стоящего за столиком с предметами своего искусства.
Две ноги и разделение фигуры плоскостью стола… очень похоже, но кажется случайным совпадением.
Посмотрев далее, я вдруг обнаружил, что буква «Б» странным образом похожа на фигуру женщины, восседающей на троне, то есть — на фигуру Жрицы из Аркана II.
Далее идет Императрица или Хозяйка из Аркана III, которая также сидит на троне, но уже со щитом и скипетром... В профиль  очень похоже на букву «В»?
Император или Хозяин (Четвертый Аркан) стоит, протянув руку с жезлом. Буква «Г»?
Пятый Аркан: Великий Иерофант, он же Жрец, он же Папа со своего трона благословляет двух склонившихся в поклоне путников. Спинка трона и две склонившихся под прямым углом фигуры — буква «Д»?
Далее по порядку в Таро следует Аркан VI «Влюбленные», в котором три равнозначные фигуры: юноша и две девушки. Похоже на букву Е?
Седьмой Аркан: на картинке герой управляет колесницей, запряженной двумя конями или двумя Сфинксами. Обратите внимание, как пишется русская буква «Ж»! В ней отчетливо выписан не только центральный крест, обозначающий возницу, но и головы и ноги коней.
Буква «3», идущая следом, по начертанию напоминает чаши весов Фемиды — персонажа очередного Восьмого Аркана «Правосудие».
Я бы счел эти свои ассоциации бредом, если бы в 2004 году мне не попалась книжка Ф.П. Эльдемурова «Русский Алфавит и загадки Таро», где мои ощущения полностью подтверждались и даже исследовались. В книжке про изображения Влюбленных даже говорилось, что юноша «не знает, кого выбрать: ЕЕ или ЕЁ».
В дальнейшем, правда, мои способы интерпретации арканов и, соответственно, букв русского алфавита разошлись с автором упомянутой книги. Но сама идея мне и сейчас кажется вполне возможной. Именно родство картинок Таро с русскими буквами и могло подспудно или бессознательно вызывать повышенный интерес к Таро в нашей стране.
Таро со времен Элифаса Леви ассоциируется с двадцатью двумя буквами древнееврейского сакрального алфавита. Известно, что все сакральные алфавиты включают в свой состав около двадцати букв. Около…. Но ведь создатели и первого, и второго славянских алфавитов, Святые Кирилл и Мефодий, могли к двадцати сакральным знакам добавить дополнительные, точно так же, как они добавлялись в других языках.
Зато возникновение славянской азбуки от появления Таро в культуре Италии отделяют всего-то несколько столетий. Не могли ли Кирилл и Мефодий где-нибудь случайно обронить… букварь создаваемой ими вновь азбуки?
Давайте еще раз вспомним о Театре Фантазий.
Попробуем перенестись на 1150 лет назад.
Русская грамота, называемая историками до-кириллической, использовала, как полагают, знаки, заимствованные у соседних народов, главным образом — буквы греческого алфавита. Существование «Велесовиц» со «всеясветной грамотой» пока никакой исторической критики не выдерживает.
Порядок в ее строй внес Константин Философ, известный нам под именем Кирилл. Известно, что этот человек был одним из замечательнейших ученых своего времени, знавшим около десятка языков и наречий, путешествовавшим по разным странам. Он был профессором Константинопольского университета и служил библиотекарем у самого патриарха Византии Фотия — одного из своих учителей. Он считался одним из лучших ораторов своего времени и был автором многих ученых сочинений.
Странно, но до наших дней не дошло ни строчки из его трудов... Почему?
Многие, гораздо менее значимые фигуры оставили весьма ощутимое письменное наследие?
Не скрываются ли до сих пор в библиотеке, например, Ватикана, какие-нибудь свидетельства, могущие, пролить свет на эту тайну? 
Давайте снова перенесемся на века в прошлое...
Дворцовая жизнь при Михаиле III «Пьянице» вряд ли могла вызывать симпатии у Константина. Вместе со старшим братом Мефодием он совершил несколько дальних поездок, стал посланником, несущим христианское учение в страны, в которых Византия имела свои интересы. Он с успехом участвовал в многочисленных диспутах с посланниками иных религиозных концессий: мусульманами, иудеями, а в Венеции в которой часто бывал (где были найдены одни из самых старых колод Таро) — с так называемыми трехъязычниками, считавшими, что богослужение можно проводить лишь на трех языках: латинском, греческом и древнееврейском. Этот диспут привлек внимание папы Юлиана II. Константин удостоился встречи с ним и даже его благословения. Впрочем, это благословение ничего не значило — восточная церковь уже тогда жила по своим законам.
Происходя из семьи македонского славянина, Константин не мог оставаться равнодушным к тому, что его собственный народ лишен письменности. Возможно, что случайная находка Псалтыря и Евангелий, переписанных неизвестным славянином, побудила его к созданию славянского алфавита.
Славянская азбука была необходима не только для написания священных книг. Константин был не просто духовным лицом, но и политиком. Он должен был понимать, что развитие отношений с северными соседями требует светской грамотности. Необходимо было создать не только церковные, но и светские школы и…буквари.
В русском народе (и не только в русском) всегда были популярны буквицы — буквы, изображающие какой-либо предмет, человека или явление, заглавной буквой названия которого они являются. Например, средневековая буквица в виде буквы «Ч» несет в рисунке изображение птицелова с парой чижей или чибисов в руках, а буквицу «Р» могли нарисовать в виде человека с рупором: «Рцы!» (то есть, «говори!»). Почему бы буквицей, изобрающей «А», не стать, например, Миссионеру, поднимающему жезл посланника («апостола»)?
Образ Шута — глупца и пройдохи — является главным героем народного мифа славян. Извечный герой сказок, Иван-дурак, неизменно оставляет в дураках богатых и разумных персонажей сказки. В русском народе, как ни в каком другом, традиционно живет почтительное отношение к юродивым, блаженным, каликам перехожим, то есть людям, отрекшимся от мирских забот, полностью положившимся на промысел Божий.
Неудивительно, что такой скиталец, как Константин Философ, выбрал в качестве последней буквы алфавита, буквы, замыкающей круг от А до Я, фигуру Шута и оборванца…. Ни в одном алфавите мира нет кругового движения от А до Я – от первой буквы до ее зеркального отражения.
Дальше, снова, должен включиться «театр фантазий». Не трудно представить себе, что где-то лет через полтораста после этих событий какой-то аристократ – библиофил эпохи возрождения отыскал в библиотеке никому не известную доселе стопку с набросками рисунков. Не особенно вдаваясь в суть дела, он решил, что это какая-то неизвестная восточная игра… с чего и начался триумфальный путь Таро по Европе. Ну, а путь с помощью которого новая «интеллектуальная игра» могла попасть к цыганам и скоморохам мы уже обсуждали.
Но, читая книгу «Русский Алфавит и загадки Таро», я еще не предполагал, что загадочные картинки потянут меня еще дальше: от тайны алфавита к тайне жизни. Этот шаг меня заставила сделать еще одна отечественная книга — книга Геннадия Длясина «Азбука Гермеса Трисмегиста».
Будучи химиком, автор увидел в привычной нам последовательности букв алфавита гармонию и ритм, которые присутствуют в периодической системе химических элементов. Действительно, и кириллицу, и латынь можно представить в виде закономерной системы, если подметить периодическое чередование гласных. Гласные: А, Е, И, О, У, Ы, — образуют первую — основную — группу такой системы, а горизонтальные множества, например, «А — Б — В — Г — Д», формируют периоды. Более того, если выстроить буквы в алфавитной последовательности, но в форме круговой диаграммы — мандалы — легко обнаружить не только периодичность, но и симметрию расположения элементов-букв.
Подобно тому, как периодичность химической системы элементов можно  наглядно представить с помощью графиков тех или иных  физико-химических свойств атомов и образуемых ими веществ, справедливость «периодической системы алфавита» подтверждается исследованиям свойств букв и звуков.
Всем известно, что после длительных размышлений периодическая система элементов… приснилась Д.И. Менделееву, но мало кто вспоминает, что в тот день, перед тем как заснуть, Дмитрий Иванович до глубокой ночи играл в карты, а в самом сне элементы располагались на карточках.
Наиболее четко периодичность и симметрия системы прослеживается в варианте кириллицы (как и любого другого алфавита), который получается, если считать за один элемент буквы Е и Ё, И и Й, шипящие Ч, Ш, Щ, расположить вместе «семью»: Ъ («ер»), Ы («еры»), Ь («ерь»), исключить, точнее, поместить в одну клетку системы, согласные С и Ц, йотированные и основные гласные ([Я + А], [Е + Э], [Ю + У]), а также считать одним элементом буквы Ф и Х, поскольку обе эти буквы происходят от греческой «тхеты». В итоге кириллица оказывается состоящей из двадцати двух букв, что,  совпадает с числом букв  не только в алфавите иврита, но и  с числом знаков  общечеловеческого праалфавита, изображенного, на табличке «Исиды Бембо».
Найденные Длясиным закономерности оказываются общими  не только для современных русского и латинского алфавитов, но и для греческого и еврейского, для еще более древнего — финикийского, и для алфавита цивилизации майя, и даже для угаритского клинописного алфавита, появление которого датируется XV веком до н.э.
Древнейшая угаритская письменность, в отличие от вавилонской и ассирийской, представляет собой алфавит с тем же самым порядком букв, что и в финикийском  алфавите и, таким образом, каждый клинописный знак имеет соответствующий аналог, например, в кириллице. При этом исследователи отмечают, что дополнительные знаки угаритского алфавита (выходящие за рамки двадцати двух основных) служили либо для специального обозначения сочетания разных гласных с определенной согласной, либо для передачи особых звуков в заимствованных словах. Что касается знаков-букв угаритской клинописи, то они совершенно уникальны и не имеют сходства ни с какой другой известной клинописной системой.
По случайному совпадению, клинышки угаритской письменности попались на глаза Г. Длясина в момент, когда он занимался проблемой систематики и эволюции молекул аминокислот. Несомненное сходство клинописных букв с графическими формулами органических молекул побудило автора «Азбуки Гермеса Трисмегиста» провести своеобразное графологически-химический поиск единства угаритского алфавита с… аминокислотами. В этом исследовании сплелись история, лингвистика, графология, химия и… нумерология.
Именно нумерологический подход лег в основу разделения двадцати входящих в состав белков аминокислот на две серии: серию, берущую начало от аланина, и серию, исходящую из глицина. В каждой из этих серий, при переходе от одной аминокислоты к другой, происходит качественное и количественное усложнение радикалов. В угаритской письменности самые простые знаки обозначали А и О, все остальные получались путем добавления к этим двум исходным знакам дополнительных клиньев. Оставалось только, прописав формулы аминокислот и клинописные буквы угаритской письменности на картах, разложить пасьянс, найдя для каждой аминокислоты соответствующую букву алфавита. При этом двадцать букв алфавита оказываются разделенными на две симметричные (разные, но подобные) половины. Есть два начала, два конца и разделяющая ось симметрии. Каждая из двух «половин» системы может быть названа периодом, поскольку на десяти аминокислотах происходит усложнение радикалов и соответствующее изменение их физико-химических свойств. Это происходит не плавно, а периодами по пять: сначала на первых пяти аминокислотах (глицин — серин — валин — цистеин — гистидин), потом на вторых пяти (изолейцин — аспарагиновая кислота — аспарагин — лизин — фенилаланин).
Для кириллицы, соотнесенной с порядком букв в угаритском алфавите, Г. Длясин обнаружил два цикла букв, строго соответствующих циклам «периодической системы аминокислот»:


В свою очередь, еще Э. Леви обнаружил два цикла карт Таро. В некотором смысле, значения символов первого и второго десятка карт совпадают. Это как бы два витка смысловой спирали, возникающие на разных уровнях развития личности.
С другой стороны, мне всегда казалось, что «А» и «О» — это два начала азбуки, что-то вроде бинарного кода, состоящего из единицы и нуля и лежащего в основе работы компьютерных систем: начало и завершение. «А» — начало пути, «О» — достижение полноты или возвращение к началу начал. По всей видимости, это исходные звуки, закрепленные в самом фонетическом аппарате человека.
Синтез, проведенный Г. Длясиным, позволил мне разделить символы Таро на два потока.
А если учесть, что волею судеб мне приходится много заниматься медицинским использованием аминокислот как возможной альтернативы применению психотропных препаратов, я убедился и в следующей не очевидной на первый взгляд истине: при правильном приеме аминокислот каждая из них вызывает мягкое изменение психического состояния человека. Так, например, прием ставшей популярным антистрессовым лекарством аминокислоты глицин повышает уверенность в себе у пациента. Я мог бы продолжать этот перечень, если бы, в том или ином смысле, эти состояния уже не были мной перечислены в основной части этой книжки — в кратком каталоге Великих Арканов карт Таро…
У нас получается непростая «голограмма» соответствий: символы Таро — азбука — аминокислоты — состояния души.
Похоже, что, задумываясь о символах Таро, мы упираемся в сложнейшую проблему взаимоотношений языка и реальности.
В философии и лингвистике структурализма все было достаточно ясно: существует незыблемая реальность, для познания которой человек создает язык. Но в результате появления квантовой физики исчезло понятие незыблемой материи. Электрон проявляет себя как частица или как волна, в зависимости от того, как его состояние назовет наблюдатель. Для философии постструктурализма язык создает реальность.
Единственное, что мы знаем про занятия Адама в раю, это то, что он «давал имена животным». Можно ли считать животных существующими до того, как Адам дал им имена? С точки зрения постструктурализма — нет. Мы считаем существующей только названную реальность. Теоретически, любой психолог или психотерапевт должен придерживаться идей постструктурализма. Психологическая помощь человеку может быть основана только на убежденности терапевта в том, что слова способны менять реальность.
В этом же убеждена и практическая магия: немудрено, что Таро почти мгновенно попало в ее орбиту.
С точки зрения современной философии, нашу цепочку ассоциаций можно продлить:
двадцать аминокислот → двадцать букв → двадцать базовых состояний человеческой души → двадцать реальностей, которые может построить человек в этом мире
Я не проводил исследования, но могу, в качестве гипотезы, выдвинуть следующее предположение: частота встречаемости тех или иных букв алфавита в речи конкретного человека будет отражать его психическое состояние и свойства реальности, в которой он живет. Реальность ведь определяется нашим отношением к миру — истина, описанная в фильме «Секрет», и давно известная психотерапевтам: реальность соответствует нашим ожиданиям от нее. Если мы ждем от реальности одних лишь бед, то начинаем чаще использовать в речи определенные звуки алфавита и… неминуемо сталкиваемся с бедами. Язык, кодируя систему аминокислот, кодирует и то, что мы называем реальностью.
Вот такая получается, в итоге, психологическая магия или исследование, которое я предлагаю совместно провести нашим читателям и радиослушателям.
Если буквы представляют собой код реальности, то азбука, являясь голографической моделью Вселенной, позволяет осуществлять изменения в реальности и задает модели переходов из реальности, которая не устраивает личность, в другую, более оптимальную для него, психическую реальность.
Однако еще со школы мы знаем, что последовательность аминокислот в белке тоже закодирована. Образованный школьник язвительно скажет, что каждая аминокислота сама кодируется триплетом нуклеотидов в ДНК.
Мифологический создатель сакрального протоалфавита Тот или Гермес Трисмегист обычно изображается держащим в руке жезл магического знания — кадуцей. Две змеи свиваются вокруг жезла в похожую на модель молекулы ДНК двойную спираль. Существовал ли реальный прообраз Тота или Прометея, принесшего людям знания, или провозглашенный Дэвидом Бомом голографический принцип существования Вселенной, отражен и в алфавите, и в постигаемых нами закономерностях существования органических молекул? Мы с вами вряд ли сможем ответить на этот вопрос.
Однако увидеть роль триплета ДНК в колоде Таро можно. Как у всякой карточной игры, в колоде Таро, кроме Великих Арканов, существуют Малые, которые в этой книжке не обсуждаются. Это хорошо знакомые нам масти. В колоде Таро они называются «Палки», «Мечи», «Монеты» и «Кубки». Основной массив карт каждой масти, как известно, составляют карты с изображением числительных. Все просто: если буквы алфавита — карты Великих Арканов — представляют символические, качественные, характеристики реальностей, которую может создать человек, что цифры Малых Арканов окажутся их количественными характеристиками.
Что это за характеристики? Описанием свойств психической реальности личности занимается экзистенциальная психология. Р. Мей и Р. Элленбергер описывают три главных параметра этой реальности: пространство, время и материальность. У каждого человека есть свое сильное, или позитивное, пространство — некоторая зона, в которой он чувствует себя уверенно. Разумеется, такая зона измерима в метрических терминах. Течение времени тоже зависит от душевного состояния. Оно то «стремительно бежит», то «ползет как черепаха» — и это тоже количественные характеристики. Субстанцию окружающей реальности люди тоже воспринимают по-разному: для одних мир и люди в нем ощущаются как тяжелые и непроницаемые массивы, для других — как легкоподвижный инструмент для собственного творчества, поддающийся усилиям мысли и творчества. Одну и ту же деревянную дверь один человек будет воспринимать как непреодолимое препятствие, другой, например, каратист — как способ испытания прочности собственной руки, а третий, может быть, вспомнит, что у двери есть ручка, которую достаточно легко повернуть.
Вот вам и весь «триплет ДНК»: молекуле тоже необходимы временные характеристики (последовательность включения аминокислот в белок), пространственные (стереометрия или укладка аминокислотной цепи) и материальные (прочность или динамичность всей конструкции). Каждая их характеристик соответствует уровню структуры белка.
Однако свойств три, а мастей — четыре!
Это так, но дело в том, что свойство материальности оказывается слишком важным в конструкции реальности. Недаром главные философские споры человечества ведутся вокруг этого свойства. Можно сказать, что в природе существует два класса состояния вещества: динамическое (жидкое и газообразное) и статичное (твердое). Динамические состояния вещества позволяют осуществлять обмен информацией и трансформацию веществ. Твердое состояние образует кажущуюся неподвижной основу реальности. Соответственно, параметр кодона, который определяет «материальность» аминокислоты, на символическом уровне образует две масти Таро, одна из которых количественно выражает способность к обмену информацией и трансформации реальности, созданной личностью, а другая — степень «заземленности» и плотности этой реальности. Если хотите, одна масть является носителем мифологических стихий воды и воздуха, а вторая — земли и огня.
Я сознательно не называю здесь эти масти, поскольку наша маленькая книжка не предполагает работу с ними. Как всегда, если вы благосклонно встретите изложенные здесь идеи, и они помогут вам научиться трансформировать «невыгодную» реальность, то я решусь выпустить другую книжку, включающую описание работы с Малыми Арканами.
Как мы будем раскладывать карты
Вопросы свободы и предопределения человеческой жизни всегда волновали человека. Никто окончательно так и не смог ответить на вопрос: что же движет человеческой жизнью — рок или индивидуальная воля? Об этом написаны целые тома. Однако для того чтобы смело взять в руки карты, мы рискнем ответить на него так, как разрешают его современные психология и психиатрия. Нас вынуждает отвечать на него ежедневная практика. Наши пациенты приходят к нам на консультации, в конечном итоге, для того, чтобы им подсказали, что нужно сделать, чтобы их будущее стало лучше, чем их сегодняшняя ситуация.
Если задуматься, то несложно понять, что в самом этом запросе человек соединяет два противоположных убеждения: большинство думает, что к неблагоприятной ситуации сегодняшнего дня человека приводит неудачно складывающаяся судьба, но одновременно он надеется, что его собственные усилия могут привести к лучшему будущему. В сущности, и медицина думает так же: болезнь складывается из генетической предрасположенности (судьбы) и характера взаимодействия человека с окружающим миром (свободной воли). Вынужденные представления современной науки очень напоминают мне некоторые представления старинного тибетского учения Бон. Здесь я буду именовать их представлениями о «малой карме». В сущности, речь идет о том, что каждый человек действительно имеет предначертанную судьбу, только в жизни судьба его выражается не в виде неких рельсов, по которым неуклонно движется поезд нашей личности, а в виде некоего, не всегда отчетливо ощущаемого, вектора, который мы именуем то «склонностями», то «интересами» человека. Очень часто этот вектор именуется «талантом».
В экзистенциальной психологии эта склонность называется «интенцией» личности.
Суть проблемы человеческой жизни упирается в то, насколько далеко человек уклонился от направления этого вектора. Эти отклонения мы обычно называем своими ошибками. По представлениям Бон, человеческая жизнь делится на отрезки. Узловыми точками этих отрезков является момент, когда человек накапливает большое количество подобных ошибок, и они — а вовсе не его изначальный талант — начинают определять его судьбу. В этом временном отрезке, длительность которого непредсказуема: он может продолжаться несколько дней, а может длиться годами, — жизнь человека предопределена. Он катится по рельсам судьбы, которые определяются как раз ошибками, а не его подлинной судьбой.
Начало такого «отрезка предопределенности» связано с принятием человеком некоего «окончательного самоопределения». Я имею в виду не декларацию, а внутреннее решение. Например, «я — прагматик, и вся эта ваша философия меня не интересует»; «я живу только ради ребенка»; «я занимаюсь бизнесом, а бизнес — вещь жестокая»; «я — православный, поэтому точно знаю, как жить дальше». Конец вектора ощущается как сомнение в выбранном определении самого себя или как депрессия, связанная с чувством бессмыслицы, разочарования и вины. Если говорить на языке Таро, то это будет примерно соответствовать прохождению пути от Четвертого Аркана («Господин») до Двенадцатого («Мученик»). Обращения за помощью к психологу, психиатру, духовному учителю или гадалке обычно связаны с периодами целительных сомнений в правильности выбранного вектора. Однако раз человек обращается за помощью, значит, он все еще продолжает свое инерционное движение в поле ошибок.
Здесь я хочу отметить лишь одну значимую для нас деталь: когда человек движется в потоке своих ошибок, этот поток определяет его жизнь целиком — от принятия решений и до микродвижений глаз или пальцев. Если бы дела обстояли иначе, то никакое психологическое тестирование было бы в принципе невозможно. Это означает, что то, каким образом мы раскладываем карты, имеет отношение к отрезку «малой кармы», на котором мы находимся в данный момент. Здесь случайности становятся не случайными. Фактически, свободу выбора мы вновь обретаем в периоды депрессий и сомнений.
Однако эти же представления означают, что одновременно с нашими ошибками, где-то в глубине нас, продолжают жить неслышные для сознания сигналы наших интенций: подлинных талантов и склонностей. Это значит, что нечто, скрывающееся в глубине нас, всегда точно знает, как мы можем выбраться из разочарований или преодолеть тот или иной жизненный кризис.
Как уже было сказано, неосознаваемое начало внутри нас может разговаривать с человеком только на языке символов. Если оно начнет отдавать ясные приказы, мы перестанем быть людьми, то есть лишимся свободы, вернувшись к инстинкту. Символы Таро являются удобным букварем языка нашего бессознательного. А инструментом для чтения этого букваря служит расклад карт, который нужен для того, чтобы сложить символические «буквы» в символические «слова» или «предложения». В любом из раскладов, которые мы будем использовать, будут возникать два уровня. Первый — явный или сознательный — главным образом, будет рассказывать нам о жизненном отрезке, на котором мы находимся, а второй, неявный, уровень, который будет подсказывать направление вектора, необходимое для изменения жизни к лучшему.
Для того чтобы карты разложить, сначала нужно их перемешать. В наших раскладах будет важным положение карты перед вами. Вы можете открыть карту в прямом и перевернутом положении. О перевернутом положении говорит оказавшееся вверху картинки название карты. Для того чтобы карты могли поворачиваться к вам по-разному, я предлагаю перед тасованием колоды размешать карты, лежащие рубашками вверх, на столе: перемешайте рассыпанные перед вами на гладкой поверхности стола карты двумя руками, а потом сложите их в колоду.
Колоду перетасуйте и снимите.
Все эти процессы важны, поскольку они требуют от человека, исследующего случайности и закономерности своей личности, постановки задачи и концентрации внимания.
Для того чтобы ваши действия были осмысленными, вы должны задать себе какой-то ясный вопрос. Например, перед первым раскладом можно спросить себя: что является вашей главной ошибкой на сегодняшнем отрезке жизни?
Перемешивание карт и сдача колоды — это, по сути, старинная процедура релаксации. Мешать карты на столе и тасовать колоду нужно до тех пор, пока не почувствуете, что вы успокоились и расслабились. После этого можно переходить к открытию карт. Для ответа на приведенный вопрос требуется только одна карта. Поэтому, перетасовав колоду, вы открываете карты сверху по одной до тех пор, пока не увидите первую перевернутую карту. Ее значение и будет вашим ответом, а значением первой неперевернутой карты, которая откроется следом, будет тем направлением вашего внутреннего поиска, который поможет выбраться из тупика или кризиса. Значение карт вы, разумеется, можете посмотреть в нашем «опорном конспекте».
Это простейший и случайный расклад. Однако в нашей программе мы ставим целью более глубокое осознание тех потоков, в которых находимся. Более того, на свете есть много людей, которые испытывают недоверие или иронию к картам, случайно выпадающим при перемешивании колоды. Поэтому для самоанализа состояния вашей души я предлагаю расклад, максимально приближенный к модели психологического тестирования, который является главным для обсуждения в программе «Серебряные нити».
Сначала уберите из вашей колоды Нулевой Аркан («Дурак»). Затем перемешайте и перетасуйте карты до возникновения чувства приятного покоя. Открывая карты сверху, выложите перед собой два ряда по пять карт картинками вверх.
Выберите из десяти карт ту, которая вам наиболее интересна. Если вы не можете однозначно определить карту, притягивающую ваше внимание, выберите самый приятный вам символ. Выбранную карту положите слева от расклада. После этого выберите из оставшихся карт самую скучную (или самую неприятную) и положите ее справа от расклада. Закройте оставшиеся восемь карт и отложите их в сторону.
Точно так же, рядами по пять картинками вверх, выложите перед собой следующие десять карт. Повторите предыдущую операцию, только наиболее интересную карту поместите сверху от расклада, а наименее интересную — снизу от него.
Закройте и уберите оставшиеся восемь карт.
В вашей первоначальной колоде осталась одна карта: откройте ее и положите в центр образовавшегося креста.
В этом раскладе эта последняя  карта означает неявный уровень вашего существования: забытый Вами талант или интенцию души.
Четыре карты, образовавшие крест, относятся к тем свойствам вашей души и жизненной ситуации, которую Вы вполне способны разрешить, но, возможно, вытесняете из сознания или отказываетесь концентрировать на них свое внимание.
Карта, лежащая слева, будет символизировать известные вам положительные свойства Вашей личности. Те свойства, которые зовут вас вперед на пути к чувству удовлетворенности жизнью.
Карта, лежащая справа от вас, будет символизировать то, что в вашем характере, поступках и решениях, работает против вас, мешает, загоняет в тупик.
Карта, лежащая вверху, расскажет вам о том, за что вы себя осуждаете, то главное, за что вы себя не любите.
Карта, лежащая внизу, расскажет о том, что вы должны понять или сделать, чтобы преодолеть это чувство вины, примириться с самим собой и обрести уверенность в себе.
Как вы помните, пятая — центральная — карта будет выступать в роли внутреннего Я. Она будет олицетворять ваш талант и указывать направление движения, необходимого для того, чтобы изменить жизнь к лучшему (рис. 1).

Рис 1.


Если сознательный выбор карт по их картинкам представляет для вас трудность, то вы, скорее всего, запутались в собственных размышлениях и рефлексиях. Поскольку сознательный выбор карт предполагает, что Ваша личность существует на уровне Первого Аркана («Чародей»). Это позиция современного человека, возлагающего неоправданно большие надежды на собственный разум. Для составления получившегося у нас расклада, который называется Кельтским Крестом, можно воспользоваться начальной позицией личности, которую в колоде символизирует Второй Аркан («Берегиня»). Такие методы легче для человека, который предпочитает доверять своим эмоциям и ощущениям и затрудняется с разумным выбором.
Я предлагаю два интуитивных метода составления расклада «Кельтский Крест».
Во всех случаях вы убираете из колоды Нулевой Аркан, мешаете и тасуете колоду. Но вы не раскрываете карты и раскладываете их перед собой точно так же: два раза по десять карт, только рубашками вверх.
Выбирая карты, вы можете воспользоваться зрительной или тактильной интуицией. В первом случае, вы выбираете карту, рубашка которой кажется вам самой яркой или светящейся, а затем — карту, рубашка которой кажется вам самой темной или затертой. «Яркие» карты вы располагаете слева (при выборе из первой десятки) и вверху (при выборе из второй десятки). А «темные», соответственно, справа и внизу.
При раскладе по тактильным ощущениям вы водите рукой над разложенными закрытыми картами, выбирая те из них, которые вызывают приятные или неприятные тактильные ощущения. Приятными чаще всего бывают чувство тепла или легкого прикосновения, а неприятными — холодок или покалывание. Впрочем, помните, что ось ощущений «приятное — неприятное» сугубо индивидуальна. Более того, у нас нет иного способа определения индивидуальности, кроме выражения ею своего отношения к идеям, объектам или символам. Индивидуальность — это то, что нам интересно или неинтересно, то, что мы любим или не любим, то, с чем мы согласны или не согласны.
Одной из характеристик нашей индивидуальности и ситуации, которая определяет конкретный отрезок нашей жизни, является взаимосвязь с числами. Карты Таро представляют собой не только алфавит, но и определенную числовую характеристику. Вы никогда не задумывались о том, например, почему один человек просит у продавца завесить ему четыре яблока, а другой — пять; один, заставляя себя встать с постели, считает до трех, а другой — до четырех. При интуитивном поиске вектора своей жизни или решения личностных проблем мы можем воспользоваться нашими бессознательными отношениями с числами.
Числовой раскладкой Кельтского Креста стоит заниматься в том случае, если вы решаете какую-то абсолютно конкретную проблему и можете ее сформулировать. Помните, что конкретные проблемы отличаются от абстрактных своей привязкой к настоящему времени. Например: «Смогу ли я добиться расположения Кати Г. или какого рода душевные усилия мне нужно для этого приложить?» — это конкретная проблема. А вопрос: «Как сделать так, чтобы меня любили женщины?» — это проблема абстрактная, потому что не имеет привязки к конкретным людям или событиям настоящего.
Нарисуйте на листе бумаги прямой крест.
Удалив Нулевой Аркан, размешайте и перетасуйте колоду до возникновения чувства покоя.
Назовите любое число, которое придет вам на ум, но не более двадцати одного.
Это число указывает количество карт, которое вы должны снять с верха колоды. Последнюю из этих карт вы переворачиваете и записываете ее номер на левой перекладине креста. Затем возвращаете все карты в колоду и тасуете их во второй раз.
Называете второе число, точно таким же образом извлекаете из колоды соответствующую карту и, записав ее номер на правой перекладине, возвращаете карты в колоду.
Точно таким же образом вы задумываете третье число, извлекаете нужную карту и записываете ее номер вверху, а затем четвертое, и указываете номер извлеченной карты на нижней перекладине креста.
Номера вышедших из колоды арканов (не перепутайте с номерами, которые пришли вам на ум) сложите между собой. Если полученная сумма не превышает двадцати двух, обобщающим арканом, который нужно положить в центр креста, становится Дурак (если сумма равна двадцати двум) или другой аркан, порядковый номер которого в Таро соответствует полученной сумме. Если сумма больше двадцати двух, то номер обобщающего аркана вы получите, сложив цифры, ее составляющие (24 = 2 + 4; 35 = 3 + 5).

Рис. 2.

Расклад «Путешествие»
Мы с вами будем составлять магический квадрат из девяти карт.
Убрав, как обычно, Шута, перемешав и перетасовав колоду, мы, на этот раз, будем раскладывать перед собой карты три раза сериями по семь карт. При симметричном расположении карт каждой серии на столе у вас получится два ряда по три карты и одна отдельная карта снизу под ними. При каждом раскладе семи карт вы можете располагать их картинками вверх или вверх рубашками. Но в любом случае, седьмая карта, которая располагается под двумя рядами, остается закрытой. При выборе карт из каждой серии вы также можете воспользоваться явным (сознательным) и неявным (интуитивным) методом. Нашей задачей будет выкладывание перед собой квадрата, состоящего из трех карт по горизонтали и трех карт по вертикали. То есть при каждом выборе трех карт из семи, мы будем складывать один горизонтальный ряд этого квадрата. Горизонталь будет складываться следующим образом: первой слева будет лежать карта, которая вам не интересна (или вызывает неприятные интуитивные ощущения), второй — карта, которая вам более всего интересна (или вызывает приятные интуитивные ощущения), а третьей будет лежать седьмая, неизвестная Вам карта расклада.
После того, как вы составите квадрат, у вас образуется три горизонтальных и, соответственно, три вертикальных ряда карт. Вертикали — слева направо — будут рассказывать о вашем прошлом, настоящем и будущем. А горизонтали — сверху вниз — будут повествовать о состоянии вашего физического тела, об ошибках, победах и перспективах вашего практического разума и о состоянии и влиянии на вас ваших чувств.


Рис. 3.

 

Вообще, главное, чтобы вы научились общаться с колодой, из которой выходят карты. Через некоторое время вы научитесь составлять расклады сами. Вся проблема заключается, главным образом, в настрое или в том периоде концентрации и медитации, который предшествует открыванию карт. Если вам близок принцип троичности или триады, то любым из предложенных способов вы можете, например, извлечь из колоды три карты, которые будут соответствовать триаде индуизма: Брахма, Вишну и Шива. Если вы задумаетесь об их символических соответствиях, то открытые три карты могут ответить на три вопроса:
1.    Какую реальность вы создаете в данный момент?
2.    Какой из аспектов этой реальности нуждается в вашем одобрении и развитии?
3.    Какие аспекты этой реальности необходимо устранить?
Разумеется, возможна и более привычная для нашей культуры триада Отец, Сын и Святой Дух. В этом случае имеет смысл сконцентрироваться на следующих вопросах:
1.    Какое главное свойство вашего характера создало вашу нынешнюю реальность?
2.    Чем в вашем характере или жизни можно пожертвовать?
3.    Какова Миссия или главная задача вашей жизни?
Дж. Риклиф предлагал задуматься над тремя принципами даосизма: простотой, терпением и состраданием, концентрация на которых может вызвать по очереди три карты, отвечающих на следующие вопросы:
1.    Что я должен упростить в своей жизни?
2.    С кем или с чем я должен быть более терпеливым?
3.    В каких ситуациях я должен проявлять больше сострадания?
Более основательным людям часто нравится число четыре. Мы уже говорили, например, о четырех элементах алхимии: огне, воздухе,  воде и земле. Эти четыре элемента могут вызывать такие ассоциации:
•    огонь: вдохновение, талант, жизненная сила;
•    воздух: мысли, идеи и мировоззрение;
•    вода: чувства, межчеловеческие отношения и интуиция;
•    земля: телесное или материальное воплощение.
Если вы дадите себе время задуматься о роли этих начал в вашей реальности, то извлеките из колоды поочередно четыре карты, которые могут ответить на вопросы:
1.    К какому делу или занятию у вас есть подлинный талант?
2.    Каковы эмоциональные результаты того, что вы занимаетесь или не занимаетесь этим делом?
3.    Что вы думаете относительно перспектив своих занятий?
4.    К каким материальным или физическим результатам может привести вас это занятие?
Просто кстати: для извлечения из колоды карт при простых раскладах можно, задумав вопрос, воспользоваться маятником, о котором мы вспоминали в Школе актерского мастерства. Расположите карты рубашками вверх по кругу или просто компактно и посмотрите, в сторону каких из них будет отклоняться маятник.
В этой книжке недостает лишь одной системы взаимосвязей из общепринятых среди специалистов по Таро: это система астрологических ассоциаций, прослеживающих взаимосвязь карт со знаками Зодиака. Но если мы связываем Таро с первичным сакральным алфавитом и с системой аминокислот, то почему же нам не связать его со звездами? Только задумайтесь, как это может быть прекрасно: созвездия, как аминокислоты Вселенной, и Галактика, как единая молекула белка… Наши гены и аминокислоты, созвездия и галактики превращаются в единую структуру, которой руководят звуки и буквы огромного Космического Человека. Он — единственный в этой Вселенной объект, вносящий упорядоченность в ее законы — олицетворение имплицитного порядка физика Дэвида Бома. Впрочем, эта внутренняя упорядоченность звуков, молекул и созвездий была известна человечеству всегда. Достаточно вспомнить легендарного Парацельса, который описывал человеческое тело как скопление созвездий… Впрочем, в маленькой книжечке нельзя объять необъятного. Повторим еще раз, что носителем единого порядка в нашем мире является звук — вибрация, порождающая гармонические молекулы и, одновременно с ними, образы и символы в человеческом сознании. С их помощью человек постигает смысл Музыки Космоса.
Для того чтобы не оставить в стороне звуки созвездий, я предлагаю нашим слушателям и читателям еще одну традиционную игру. Это будет игра, основанная на дате вашего рождения — традиционной исходной точке любого астрологического поиска.
Во-первых, вы можете вычислить «число судьбы». Для этого запишите на бумаге дату своего рождения, например: 12.05.1975. Посчитайте сумму всех написанных восьми цифр, в нашем примере это сумма 1+2+5+1+9+7+5 = 30. Затем сложите цифры, составляющие суммарное число: 3+0=3. Положите перед собой карту соответствующего номера. Эта карта будет обобщающим портретом реальности, в которой вы находитесь. Эта карта всегда будет находиться в левой стороне таблицы 1. Карта, находящаяся напротив нее в правой стороне таблицы,  будет говорить о направлении вашего движения, о вашей миссии и о возможностях, которые вам нужно реализовать, чтобы чувствовать себя удовлетворенным жизнью.
Кроме того, между этими двумя картами возникнет «путь» из десяти карт. Анализировать весь путь в одиночку очень трудно. На основе этих одиннадцати карт я предлагаю нашим слушателям и читателям придумать «сказку странствий», опорные интерпретации каждого шага которой имеются в нашем «Конспекте карт Таро» в разделах Значение для сказки. Самые удачные сказки мы опубликуем и прочтем в радиопередаче вместе с интерпретацией «отрезков судьбы».
Однако это не единственный способ сложить сказку. Очень интересно складывать «сказку имени». Имя — это сочетание звуков, которые мы слышим и произносим в жизни чаще всего. Таблица 1 позволяет легко определить Аркан соответствующий каждой букве вашего имени. В случае повторяющихся букв, заменять их Дураком не нужно, в сказке это может соответствовать повторяющимся на разных уровнях ситуациям. Определите сами, что считать своим именем, например, я — Александр и зовут меня чаще всего именно так. Имя Саша я слышу гораздо реже, а Шуриком меня никто и никогда не называл. Но если по паспорту вы Ольга, но с детства все окружающие и даже коллеги по работе зовут вас Лёлей, то это и есть имя, которое стоит использовать в вашей сказке. Точно так же с фамилией: на свете достаточно много людей, для которых фамильное имя играет ключевую роль, от детских прозвищ, основанных на фамилии, и до различного рода служб, на которых принято именовать друг друга с помощью фамилий. Короче говоря, вам нужно найти наиболее устойчивое звуковое сочетание, которым вас именуют другие, и которым вы сами называете себя. Один человек, протягивая другому руку, говорит: «Александр», — а другой: «Данилин». 

Методы работы с картами
Очень многие люди, глядя на расклад или просто на вышедшую из колоды в ответ на вопрос карту, не знают, что с ней делать дальше. Даже приведенный ниже конспект значений карт противоречив, так как содержит в себе как положительные, так и отрицательные аспекты значений каждой карты. Не стоит бегать к гадалке. Главное значение колоды — это значение алфавита. Ее загадочные творцы прекрасно понимали: букварь существует для усвоения знаний, для того чтобы человек нашел в себе всю азбуку душевных состояний и научился складывать из них слова. Помните, это школа, в которой вы имеете право совершать ошибки и понимать смысл букв не сразу, а по прошествии некоторого времени. Когда вам гадает другой человек, он, а не вы, складывает из букв слова, а это значит, что вы остаетесь безграмотным, а любые интерпретации гадалки оказываются внушением, способным повлиять на вашу дальнейшую жизнь.
Понимание карты, вышедшей из колоды, требует неторопливых раздумий о соответствии символа состояниям вашей души и событиям вашей реальности.
В работе с Таро нет места механике. Любая карта может прийти к вам как потому, что для вас является важным ее прямое значение, так и по прямо противоположной причине. Определить это можете только вы сами. Главным инструментом здесь является честность по отношению к самому себе, которую, увы, мы не очень любим проявлять. Помните: карты не врут, как не могут нам лгать наши белки или наш родной алфавит. Зато мы склонны лгать самим себе. Выпадающие карты — это своего рода зеркало, содержание которого видите только вы. В конечном итоге, все беды в жизни появляются из-за того, что мы боимся своего собственного отражения в подобных зеркалах.
Какими способами можно углубить наши размышления
Проговорите карту. Всмотритесь в ее фигуры и спросите их, в чем состоит проблема, чего они от вас хотят и что вам делать дальше. Записывайте или проговаривайте первое, что придет вам в голову. Если это окажется трудно сделать, вообразите самый глупый ответ, какой только сможете, и развивайте мысль, исходя из него.
Попросите «ни в чем не повинного человека» — родственника или знакомого — описать, что он видит на картинке Аркана, включая сюда чувства и настроения действующих на ней фигур. Сравнивайте его рассказ с тем, что вы запомнили сами о своих реакциях на карту, и интерпретацией из нашего «Конспекта». Прислушивайтесь к тем деталям рассказа, которые вас задевают или вызывают ваше несогласие. То, что вас задевает в этом пересказе, может оказаться теми самыми проблемами, которые вы не смогли осознать, исследуя карту.
Следуйте за картой в воспоминаниях. Опишите по памяти карту, как в прямом значении, так и в перевернутом. Что-то в значении символа задевает вас лично. Когда вы  прикоснетесь к болезненной эмоции, следуйте за ней в прошлое так, словно вас ведет нить Ариадны. Пересматривая эпизоды, в которых вы ощущали эту эмоцию, старайтесь все время чувствовать ее. Двигайтесь по нити эмоции, пока не отыщете самый ранний связанный с ней образ. Найдя его, отметьте, какова ваша эмоциональная реакция в настоящем на эту сцену из прошлого. Можете ли вы проявить сострадание и простить своего внутреннего ребенка? Часто бывает так, что воспоминание об эпизоде из детства снимает стресс и чувство тупика в проблемах дня сегодняшнего.
Визуализируйте ее. Глубоко погрузитесь в перевернутую карту, вообразив себе ее сцен, как эпизод из исторической или сегодняшней реальности. Попробуйте осмотреться в реальности карты и рассмотреть то, чего не видно на картинке. Где расположен столик Чародея? Кто наблюдает за его действиями? Что видно вокруг?.. Ради чего на карте Хотенье дама раскрывает пасть льву?&
2010-06-16


Все статьи
 
ПроизводительАвтор
 
Наши партнерыНаши партнеры








 



Просим обратить Ваше внимание на то, что данный сайт, носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для получения детальной информации о товаре (в том числе о наличие на складе), доставке и т.п., обращайтесь к нашим менеджерам.
Размеры и вес товара могут отличаться от указанных на сайте. Оформление книг может отличаться от изображений на сайте